
Программа студии эстетического развития «Валентинка» по направлению «Вокально-хоровое пение»
Отличительной особенностью данной программы является наличие 3-ех возрастных уровней обучения и четкого годового планирования занятий (программа каждого уровня рассчитана на 72 занятия, по 8 занятий в каждом месяце, длительность каждого занятия – 25-30 минут), наличие сценария каждого занятия и характеристики развивающего потенциала всех заданий; наличие специальных обобщающих занятий (каждое четвертое), позволяющих детям закрепить и углубить полученные знания, умения и навыки, применить их на практике.
Вокально-хоровое пение в студии эстетического развития занимает важное место в музыкальном воспитании и образовании. Вокально-хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
В студии эстетического развития, где учащиеся сочетают вокально-хоровое пение с другими видами искусства (ритмика и хореография, актерское мастерство и др.), вокально-хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.
Задачи музыкального воспитания
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, логоритмике, музыкально-ритмических движениях.
- Развивать общую музыкальность путем развития музыкальных способностей.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание и т.д.) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
- Развивать творческие способность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача, но очень важная: ее решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
При организации учебного процесса целесообразно, учитывая возрастные особенности детей, делить учащихся на младшую, среднюю, старшую группы.
На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, что помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряя процесс разучивания.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху, т.к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всего обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, строем, дикцией и т.д.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции и занятия, отчетные концерты, выступления на городских мероприятиях.
За учебный год должно быть разучено примерно следующее количество произведений: младшая группа — 12-14; средняя группа — 10-12; старшая — 8.
Основные вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
Посадка учащегося, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения - сидя и стоя.
Звуковедение, строй, дикция
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирования звука). Пение nonlegato и legato. Знакомство с нюансами ( piano и forte).
Много внимания, усилий со стороны педагога и детей требует работа над развитием чистоты интонирования.
Развитие дикционных навыков: развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений; сознательное отношение ко всем указаниям педагога, касающихся художественно-исполнительского плана произведения. |